Среда, 20 Января, 2021
   
(3 голоса, среднее 5.00 из 5)

Привычные коллективные несогласия замещаются индивидуальными
разночтениями, совершается контркультурный переворот. В постиндустриальном
контексте прописываются позиции критического интеллектуального креативного
класса, происходит революция элит.

Кри­ти­чес­кий ру­беж

К пе­ре­чис­лен­ным вы­ше яв­ле­ни­ям при­мы­ка­ют ак­си­о­ло­ги­чес­кий и ант­ро­по­ло­ги­чес­кий кри­зи­сы.

Хрис­ти­а­нс­кая кон­цеп­ция лич­нос­ти, са­ма ло­ги­ка ак­тив­ной, де­я­тель­ной по­зи­ции под­во­дят со­бы­тия к пре­дель­ной си­ту­а­ции. Лю­ди, бу­ду­чи ли­шен­ны­ми преж­не­го гру­за при­род­ных и со­ци­аль­ных об­ре­ме­не­ний, с ка­ко­го-то мо­мен­та ока­зы­ва­ют­ся в кри­ти­чес­кой зо­не, став су­ще­ст­вен­но сво­бод­нее в вы­бо­ре цен­но­ст­ных ори­ен­ти­ров и ми­ро­ст­ро­и­тель­ных перс­пек­тив.

Лич­нос­ти, вос­ста­нав­ли­ва­ю­щей су­ве­ре­ни­тет, при­хо­дит­ся за­но­во пе­ре­жи­вать кру­ше­ние ми­ро­у­ст­рой­ства. Из­ме­не­ние ду­ха вре­ме­ни, на­рас­та­ю­щий ре­ля­ти­визм норм, ме­та­мор­фо­зы при­выч­ных объ­ек­тов ин­ду­ци­ру­ют дви­же­ние от ед­ва ли не то­таль­ной стан­дар­ти­за­ции мас­со­во­го об­ще­ст­ва, поп-куль­ту­ры, ду­хов­но­го ма­те­ри­а­лиз­ма и «на­халь­ства пос­ре­д­ствен­нос­тей» к вос­пол­не­нию не­ког­да изъ­я­той пол­но­ты. Из­бав­ле­ние раз­но­об­ра­зия от те­нет ре­дук­ции и обеск­ров­ли­ва­ю­ще­го ис­чис­ле­ния жиз­ни ве­дет к ори­ги­наль­ным фор­мам слож­но­ор­га­ни­зо­ван­но­го бы­та, ин­ди­ви­ду­а­ции пас­си­о­нар­ных пер­сон, не­от­чуж­да­е­мос­ти их кре­а­ций, ле­га­ли­за­ции ком­му­ни­тар­ных инс­ти­ту­тов и аль­тер­на­тив­ных марш­ру­тов прак­ти­ки.

Слож­ность бу­ду­ще­го от­час­ти за­ме­ща­ет тос­ку по за­во­ра­жи­ва­ю­щим ил­лю­зи­ям прош­ло­го, его инт­ри­гу­ю­щей не­объ­ят­нос­ти. Тос­ку, столь свой­ствен­ную не слиш­ком ис­ку­шен­но­му ра­зу­му.

Ко­да-то от­се­чен­ные, но вос­ста­ю­щие в су­ме­реч­ном све­те меж­се­зонья ви­де­ния про­буж­да­ют по­лу­за­бы­тые, отод­ви­ну­тые в сто­ро­ну проч­те­ния «за­кол­до­ван­но­го» ми­ра. Од­на­ко, транс­ли­руя из част­ных сред в прост­ра­н­ство пуб­лич­ных ком­му­ни­ка­ций мно­го­я­зы­кость текс­тов – и, как след­ствие, ус­лож­няя нор­мы об­ще­жи­тия (пра­воп­ри­ме­не­ние), – ин­ди­вид под­вер­га­ет про­вер­ке не толь­ко дос­тиг­ну­тую сте­пень то­ле­ра­нт­нос­ти, но так­же уме­ние удер­жи­вать субъ­е­кт­ность. Ина­че го­во­ря, спо­соб­ность осоз­на­вать се­бя и про­яв­лять­ся во вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях с ми­ром и людь­ми не в ка­че­ст­ве объ­ек­та, по­дав­лен­но­го кол­лек­тив­ной во­лей су­е­вер­нос­ти (инер­ци­он­ным или конъ­ю­нк­тур­ным кон­сен­су­сом), но су­ве­рен­ной лич­ностью – ис­точ­ни­ком действий, проб и оши­бок в дра­ма­тич­ной ант­ро­по­ло­ги­чес­кой все­лен­ной.

Так пре­о­до­ле­ва­ет­ся се­ку­ляр­ный барь­ер, про­ис­хо­дит но­вое сме­ше­ние зем­ли и не­ба.

***

До­ро­га из вто­ро­го в третье ты­ся­че­ле­тие про­ле­га­ет на ру­и­нах предс­тав­ле­ний о прог­рес­се и ес­те­ст­вен­ном че­ло­ве­ке. Это путь, ве­ду­щий от дек­ла­ра­ции «смер­ти Бо­га» к про­во­зг­ла­ше­нию «смер­ти че­ло­ве­ка». И вос­ста­нию элит.

Уг­луб­лен­ное поз­на­ние на­ту­ры, ка­жет­ся, пре­доп­ре­де­ля­ет ге­не­зис ант­ро­по­ло­ги­чес­ко­го ес­те­ст­воз­на­ния как комп­ле­кс­ной (в син­те­зе с эт­но­ло­ги­ей) на­у­ки о лю­дях и со­об­ще­ст­вах. В чис­ле тем – ре­аль­ность и ми­ра­жи ра­ди­каль­ных пре­об­ра­зо­ва­ний. Не­о­а­нт­ро­по­ло­ги­чес­кая ре­во­лю­ция. Об­ще­ст­во «мас­со­вой ин­ди­ви­ду­а­ции». Ги­по­те­зы о пост­че­ло­ве­че­ст­ве. Муль­тип­ли­ка­ция ин­тер­фей­са с тех­нос­фе­рой. Сур­ро­гат­ные про­фес­си­о­на­лы. Эн­ту­зи­азм и фан­та­зии транс­гу­ма­низ­ма. Ге­не­ти­чес­кие мо­ди­фи­ка­ции, кло­ни­ро­ва­ние. Перс­пек­ти­вы раз­лич­ных фор­ма­тов до­пин­га, тех­ни­чес­кой и хи­ми­чес­кой инстру­мен­та­ли­за­ции те­ла, его функ­ций, ме­та­бо­лиз­ма. Ис­ку­с­ствен­ная сти­му­ля­ция моз­га, вклю­чая пси­хо­фи­зи­чес­кие, ней­ро­гу­мо­раль­ные де­ви­а­ции. Фи­зи­о­ло­гия мыш­ле­ния и действия в ус­ло­ви­ях не­оп­ре­де­лен­нос­ти. Квир-иден­тич­нос­ти. Са­ван­тизм. Прос­ко­пия. «Спон­тан­ное» рас­ши­ре­ние соз­на­ния и од­нов­ре­мен­но – ве­ро­ят­ность его уп­ло­ще­ния, не­о­ар­ха­и­за­ции (ср. кли­по­вое мыш­ле­ние, дво­е­ве­рие, мис­ти­фи­ка­ция карт жиз­ни, не­о­кар­го, ги­пер­реф­лек­тор­ность, дег­ра­да­ция ин­тег­раль­ной ар­хи­тек­ту­ры и т.д.).

К то­му же по­яв­ля­ют­ся ка­че­ст­вен­но иные субъ­ек­ты прак­ти­ки. В за­зо­ре меж­ду гиб­костью людс­ко­го ра­зу­ма и ди­ги­таль­ным мо­гу­ще­ст­вом IT об­на­ру­жи­ва­ет­ся со­об­ще­ст­во прог­рамм, об­ре­та­ю­щее ум, от­лич­ный от че­ло­ве­чес­ко­го. И оп­ре­де­лен­ную ав­то­ном­ность. Рас­смат­ри­ва­ют­ся так­же сце­на­рии внеш­ней/внут­рен­ней ки­бор­ги­за­ции (то есть ме­та­ант­ро­по­ло­ги­чес­кой субъ­ект­нос­ти) – про­цесс, ве­ду­щей к ге­не­зи­су еще од­ной фор­мы ин­тел­лек­та. Тех­нос­фе­ра под воз­дей­стви­ем ме­ня­ю­щих­ся по­ко­ле­ний бо­тов ста­но­вит­ся ин­те­рак­тив­ной и реф­лек­сив­ной, ге­не­ри­руя сим­би­о­ти­чес­кие вет­ви эво­лю­ции. К при­ме­ру, од­но из оп­ре­де­ле­ний но­во­го гра­да – тер­ри­то­рия, где оби­та­ет Ин­тер­нет. И это не ме­та­фо­ра.

Меж­ду тем де­валь­ва­ция жиз­ни усу­губ­ля­ет­ся (пе­ре­се­че­ние ру­бе­жа «се­ми ги­га­тонн» оби­та­те­лей пла­не­ты, го­лод­ный мил­ли­ард, тро­фей­ная эко­но­ми­ка, тру­щоб­ные опу­хо­ли, ано­ми­зи­ро­ван­ные со­об­ще­ст­ва), про­ис­хо­дит ее «кон­вер­та­ция с раз­лич­ной кур­со­вой сто­и­мостью», про­во­ци­руя мыс­ли о вспыш­ке мас­со­вой и эф­фек­тив­ной дест­рук­ции.

В ито­ге на до­рож­ной кар­те ци­ви­ли­за­ции обоз­на­чи­лась точ­ка син­гу­ляр­нос­ти че­ло­ве­чес­кой все­лен­ной – точ­ка, чре­ва­тая боль­шим со­ци­аль­ным взры­вом.



НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №19, март 2018

Константин Бабкин:.
«Мы сформируем образ России будущего – той России, которую мы построим и в которой долго и счастливо будут жить наши дети и внуки»

стр. 8

Интервью президента промышленного союза «Новое содружество» и ассоциации «Росспецмаш», председателя Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, сопредседателя Московского экономического форума Константина Анатольевича Бабкина альманаху «Развитие и экономика».



Руслан Гринберг:
«Теперь нет никаких олигархов – есть магнаты, а над магнатами царствуют бюрократы. Это кланово-бюрократическая структура»

стр. 18

Интервью члена-корреспондента РАН, научного руководителя Института экономики РАН Руслана Семёновича Гринберга альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Глазьев.
Создание системы управления развитием экономики на основе научных знаний о закономерностях ее развития

стр. 40

Программная статья одного из ведущих экономистов России, в которой рассмотрен широкий спектр насущных проблем экономической политики.



Вардан Багдасарян.
Постиндустриализм как когнитивное оружие

стр. 94

Деиндустриализация и постиндустриальное общество являются инструментами и факторами современной войны.



Александр Нагорный:
«Россия перед выбором: сдаться Америке или учиться у Китая?»

стр. 146

Интервью заместителя председателя Изборского клуба Александра Алексеевича Нагорного альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Белкин.
Советская индустриализация в искусстве

стр. 230

Как с помощью литературы, живописи, скульптуры «производить» энтузиазм?

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2021 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 7 гостей онлайн